Что происходит с мозгом подростка?
Пубертат обычно начинается уже в возрасте 9-10 лет, а пик приходится на 12-14 лет.
Это период активных гормональных, физических, эмоциональных и психических изменений, который происходит в подростковом возрасте. Одной из ключевых особенностей этого периода является перестройка нейромедиаторной системы мозга. Нейромедиаторы — это химические вещества, которые обеспечивают передачу сигналов между нервными клетками, и их баланс сильно влияет на настроение, поведение и когнитивные функции.
- Рост дофаминовой активности. Во время пубертата наблюдается значительное увеличение дофаминовой активности в мозге. Дофамин — это нейромедиатор, который играет ключевую роль в системе вознаграждения и мотивации. Повышение уровня дофамина связано с усилением стремления к новизне и риску, что часто наблюдается у подростков. Это объясняет их склонность к экспериментам и поиску новых ощущений, а также подверженность к импульсивным решениям.
- Перестройка серотониновой системы. Серотонин — это нейромедиатор, который отвечает за регулирование настроения, сна и аппетита. В период пубертата происходит перестройка этой системы, что может приводить к перепадам настроения и повышенной эмоциональной реактивности. Именно поэтому подростки часто сталкиваются с состояниями повышенной тревожности или раздражительности, а также с трудностями в регулировании своих эмоций.
- Изменение уровня ГАМК и глутамата. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) и глутамат — это ключевые нейромедиаторы, которые регулируют процессы торможения и возбуждения в мозге. В период пубертата меняется их баланс, что может влиять на когнитивные функции и способность к самоконтролю. Изменения в уровне ГАМК могут снижать эффективность тормозных процессов, что делает подростков более восприимчивыми к внешним стимулам и снижает способность к саморегуляции.
- Влияние гормонов на нейромедиаторную систему. Гормоны, такие как тестостерон и эстроген, также оказывают значительное влияние на нейромедиаторную систему в период пубертата. Они взаимодействуют с нейромедиаторами, влияя на настроение и поведение. Например, увеличение уровня тестостерона может усиливать агрессивность и склонность к риску, в то время как эстроген может влиять на эмоциональную регуляцию и когнитивные функции.
Как помочь подросткам справиться с изменениями?
- Образование и поддержка: Объяснение подросткам изменений, происходящих в их мозге, может помочь им лучше понимать свои чувства и поведение.
- Развитие навыков эмоциональной регуляции: Практики, такие как медитация и осознанность, могут помочь подросткам лучше справляться с перепадами настроения и стрессом.
- Поощрение здорового образа жизни: Здоровое питание, регулярные физические упражнения и достаточный сон могут помочь поддерживать баланс нейромедиаторов и общее благополучие подростков.
Конечно, пубертат — это последняя ступень сепарации родителя и ребенка. Поэтому важно найти баланс, отстраниться от ребенка, принимать ребенка таким какой есть и совместно устанавливать плавила в спорных вопросах.
И помните, зоны мозга, ответственные за планирование, регуляцию и контроль поведения и деятельности созревают только к 18 годам у девочек и к 21-25 годам у мальчиков. Соответственно, ребенок просто не в силах отвечать за свои поступки и прогнозировать результат!