ПУБЕРТАТ. ЧТО ПРОИСХОДИТ С МОЗГОМ ПОДРОСТКА

Ирина Гурина

Что происходит с мозгом подростка?

Пубертат обычно начинается уже в возрасте 9-10 лет, а пик приходится на 12-14 лет.

Это период активных гормональных, физических, эмоциональных и психических изменений, который происходит в подростковом возрасте. Одной из ключевых особенностей этого периода является перестройка нейромедиаторной системы мозга. Нейромедиаторы — это химические вещества, которые обеспечивают передачу сигналов между нервными клетками, и их баланс сильно влияет на настроение, поведение и когнитивные функции.

  1. Рост дофаминовой активности.  Во время пубертата наблюдается значительное увеличение дофаминовой активности в мозге. Дофамин — это нейромедиатор, который играет ключевую роль в системе вознаграждения и мотивации. Повышение уровня дофамина связано с усилением стремления к новизне и риску, что часто наблюдается у подростков. Это объясняет их склонность к экспериментам и поиску новых ощущений, а также подверженность к импульсивным решениям.
  2. Перестройка серотониновой системы.  Серотонин — это нейромедиатор, который отвечает за регулирование настроения, сна и аппетита. В период пубертата происходит перестройка этой системы, что может приводить к перепадам настроения и повышенной эмоциональной реактивности. Именно поэтому подростки часто сталкиваются с состояниями повышенной тревожности или раздражительности, а также с трудностями в регулировании своих эмоций.
  3. Изменение уровня ГАМК и глутамата. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) и глутамат — это ключевые нейромедиаторы, которые регулируют процессы торможения и возбуждения в мозге. В период пубертата меняется их баланс, что может влиять на когнитивные функции и способность к самоконтролю. Изменения в уровне ГАМК могут снижать эффективность тормозных процессов, что делает подростков более восприимчивыми к внешним стимулам и снижает способность к саморегуляции.
  4. Влияние гормонов на нейромедиаторную систему. Гормоны, такие как тестостерон и эстроген, также оказывают значительное влияние на нейромедиаторную систему в период пубертата. Они взаимодействуют с нейромедиаторами, влияя на настроение и поведение. Например, увеличение уровня тестостерона может усиливать агрессивность и склонность к риску, в то время как эстроген может влиять на эмоциональную регуляцию и когнитивные функции.

Как помочь подросткам справиться с изменениями?

  • Образование и поддержка: Объяснение подросткам изменений, происходящих в их мозге, может помочь им лучше понимать свои чувства и поведение.
  • Развитие навыков эмоциональной регуляции: Практики, такие как медитация и осознанность, могут помочь подросткам лучше справляться с перепадами настроения и стрессом.
  • Поощрение здорового образа жизни: Здоровое питание, регулярные физические упражнения и достаточный сон могут помочь поддерживать баланс нейромедиаторов и общее благополучие подростков.

Конечно, пубертат — это последняя ступень сепарации родителя и ребенка. Поэтому важно найти баланс, отстраниться от ребенка, принимать ребенка таким какой есть и совместно устанавливать плавила в спорных вопросах.

И помните, зоны мозга, ответственные за планирование, регуляцию и контроль поведения и деятельности созревают только к 18 годам у девочек и к 21-25 годам у мальчиков. Соответственно, ребенок просто не в силах отвечать за свои поступки и прогнозировать результат!

Другие записи блога

Запись на консультацию

Задайте вопрос или запишитесь на консультацию, заполнив свои данные. Я свяжусь в ближайшее время.

Желаемая дата консультации