ЭТИ НЕВЕРОЯТНЫЕ ЛЕВШИ

Ирина Гурина

Эти невероятные левши

Сегодня поговорим про левшество. В последнее время все больше детей являются левшами, по статистике, примерно 20% детей-левши. В нейропсихологическом контексте четко разграничиваются две категории детей: с псевдолевшеством и природным левшеством. Вариантом псевдолевшества является компенсаторное левшество, обусловленное поражением левого полушария головного мозга в пренатальном или раннем постнатальном онтогенезе.

Леворукость у детей может  носить вынужденный характер, несмотря на то, что генетически предопределена их принадлежность к праворукой популяции человечества.

Поэтому стоит разделять 2 понятия : «левшество» и «леворукость»

Дети левши могут демонстрировать до 3-летнего возраста задержку речевого развития, проявляющуюся в молчании или лепете, и вдруг «начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека фразами». Дошкольник-левша может самостоятельно написать очень сложное слово (например, «телевизор» или «экскаватор»), не умея при этом прочитать не только это слово в книге, но даже и слова из 2-3 букв.

Что отличает мозг левшей?

Традиционно левшество связывается с доминированием правого полушария мозга, которое отвечает за обработку пространственной, образной и эмоциональной информации. В то же время правое полушарие у левшей может быть более гибким и способным компенсировать повреждения других областей мозга.

У левшей часто наблюдается большая асимметрия в распределении функций между полушариями мозга. Это может проявляться в их уникальном восприятии мира, иной организации когнитивных процессов и особенностях памяти.

Особенности когнитивных процессов

У левшей более развиты способности к многозадачности, нестандартному мышлению и творческому подходу к решению задач. Их мозг использует другие пути для обработки информации, что даёт левшам определённые преимущества в ситуациях, требующих гибкости и оригинальности.

Трудности и адаптация

Часто левшам приходится адаптироваться к миру, созданному для правшей, что может вызывать определённые напряжения в их когнитивной деятельности.

Но эти трудности зачастую становятся стимулом для развития компенсаторных механизмов.

Какие слабые стороны могут быть у левшей:

  • эмоциональное развитие;
  • пространственное восприятие;
  • ритмы;
  • трудности в  ощущении своего тела.

Все эти факторы могут привести к трудностям при обучении чтению. Многие левши часто овладевают им с большими трудностями, чем правши. Однако, дети левши даже не зная букв, склонны читать не по слогам, а целыми словами — глобально. Феномен глобального чтения получил широкую известность, как и его основатель американский физиотерапевт Глен Доман. Этот автор предложил метод обучения детей с помощью карточек со словами, которые рассчитаны на запоминание слов целиком.

Овладение письмом у левшей происходит без существенных отличий от овладения письмом правшами, поскольку письмо не может быть глобальным, оно по своей сути требует побуквенного анализа и поэлемент-ного начертания. На это способно только левое полушарие мозга.

Вот несколько интересных книг и исследований, которые помогут лучше понять особенности левшей и их нейропсихологические характеристики:

  1. Безруких М. М., Князева М. Г. «Если ваш ребёнок левша»
  2. А.В. Семенович «Эти невероятные левши»
  3. Т.А. Доброхотова «Левши»

Эти книги помогут глубже понять левшей с точки зрения нейропсихологии и их уникальные когнитивные особенности.

Какие виды дополнительных занятий  подойдут левшам.

Все виды спорта и музыки где задействованы сразу обе руки и ноги, это поможет развить межполушарное взаимодействие, а так же виды спорта, где формируется схема тела и ощущения положения тела в  пространстве :

  • скалолазание
  • танцы
  • музыка (фортепиано, барабаны)
  • восточные единоборства
  • йога
  • игры с мячом

На какие сферы развития стоит обратить внимание, если ребенок левша:

  • Формируем схему тела (положение тела в пространстве) тут можно использовать разные игры с мячом, называя части тела или массажи(можно использовать массажные мячики) и проминания, акцентируя внимание ребенка на частях тела
  • Формируем пространство тела. Для этого всегда спрашиваем ребенка что он видит справа/слева и отлично подойдут игры «руки вверх», «попробуй повтори». Если ребенку трудно запомнить где право/лево, одеваем браслет на одну руку, чтобы он мог ориентироваться.
  • Формируем квазипространство. Время. Для этого используем визуальное расписание. С 5 лет учим ребенка ориентироваться по часам (со стрелками) сперва учим использовать часовую стрелку, затем минутную. Тут важно чтобы ребенок умел считать до 60
  • Чтобы избежать зеркального написания букв и цифр, лепим их из пластилина, так образ лучше закрепится.
  • Ритмы. Есть классные игры на ритм с телом body percussion (видео можно найти в интернет)
  • Развиваем межполушарное взаимодействие. Для этого используем рисование двумя руками, прописи для обеих рук, нейроупражнения, межполушарные доски, домашние дела где задействованы обе руки.

Другие записи блога

Запись на консультацию

Задайте вопрос или запишитесь на консультацию, заполнив свои данные. Я свяжусь в ближайшее время.

Желаемая дата консультации