Эти невероятные левши
Сегодня поговорим про левшество. В последнее время все больше детей являются левшами, по статистике, примерно 20% детей-левши. В нейропсихологическом контексте четко разграничиваются две категории детей: с псевдолевшеством и природным левшеством. Вариантом псевдолевшества является компенсаторное левшество, обусловленное поражением левого полушария головного мозга в пренатальном или раннем постнатальном онтогенезе.
Леворукость у детей может носить вынужденный характер, несмотря на то, что генетически предопределена их принадлежность к праворукой популяции человечества.
Поэтому стоит разделять 2 понятия : «левшество» и «леворукость»
Дети левши могут демонстрировать до 3-летнего возраста задержку речевого развития, проявляющуюся в молчании или лепете, и вдруг «начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека фразами». Дошкольник-левша может самостоятельно написать очень сложное слово (например, «телевизор» или «экскаватор»), не умея при этом прочитать не только это слово в книге, но даже и слова из 2-3 букв.
Что отличает мозг левшей?
Традиционно левшество связывается с доминированием правого полушария мозга, которое отвечает за обработку пространственной, образной и эмоциональной информации. В то же время правое полушарие у левшей может быть более гибким и способным компенсировать повреждения других областей мозга.
У левшей часто наблюдается большая асимметрия в распределении функций между полушариями мозга. Это может проявляться в их уникальном восприятии мира, иной организации когнитивных процессов и особенностях памяти.
Особенности когнитивных процессов
У левшей более развиты способности к многозадачности, нестандартному мышлению и творческому подходу к решению задач. Их мозг использует другие пути для обработки информации, что даёт левшам определённые преимущества в ситуациях, требующих гибкости и оригинальности.
Трудности и адаптация
Часто левшам приходится адаптироваться к миру, созданному для правшей, что может вызывать определённые напряжения в их когнитивной деятельности.
Но эти трудности зачастую становятся стимулом для развития компенсаторных механизмов.
Какие слабые стороны могут быть у левшей:
- эмоциональное развитие;
- пространственное восприятие;
- ритмы;
- трудности в ощущении своего тела.
Все эти факторы могут привести к трудностям при обучении чтению. Многие левши часто овладевают им с большими трудностями, чем правши. Однако, дети левши даже не зная букв, склонны читать не по слогам, а целыми словами — глобально. Феномен глобального чтения получил широкую известность, как и его основатель американский физиотерапевт Глен Доман. Этот автор предложил метод обучения детей с помощью карточек со словами, которые рассчитаны на запоминание слов целиком.
Овладение письмом у левшей происходит без существенных отличий от овладения письмом правшами, поскольку письмо не может быть глобальным, оно по своей сути требует побуквенного анализа и поэлемент-ного начертания. На это способно только левое полушарие мозга.
Вот несколько интересных книг и исследований, которые помогут лучше понять особенности левшей и их нейропсихологические характеристики:
- Безруких М. М., Князева М. Г. «Если ваш ребёнок левша»
- А.В. Семенович «Эти невероятные левши»
- Т.А. Доброхотова «Левши»
Эти книги помогут глубже понять левшей с точки зрения нейропсихологии и их уникальные когнитивные особенности.
Какие виды дополнительных занятий подойдут левшам.
Все виды спорта и музыки где задействованы сразу обе руки и ноги, это поможет развить межполушарное взаимодействие, а так же виды спорта, где формируется схема тела и ощущения положения тела в пространстве :
- скалолазание
- танцы
- музыка (фортепиано, барабаны)
- восточные единоборства
- йога
- игры с мячом
На какие сферы развития стоит обратить внимание, если ребенок левша:
- Формируем схему тела (положение тела в пространстве) тут можно использовать разные игры с мячом, называя части тела или массажи(можно использовать массажные мячики) и проминания, акцентируя внимание ребенка на частях тела
- Формируем пространство тела. Для этого всегда спрашиваем ребенка что он видит справа/слева и отлично подойдут игры «руки вверх», «попробуй повтори». Если ребенку трудно запомнить где право/лево, одеваем браслет на одну руку, чтобы он мог ориентироваться.
- Формируем квазипространство. Время. Для этого используем визуальное расписание. С 5 лет учим ребенка ориентироваться по часам (со стрелками) сперва учим использовать часовую стрелку, затем минутную. Тут важно чтобы ребенок умел считать до 60
- Чтобы избежать зеркального написания букв и цифр, лепим их из пластилина, так образ лучше закрепится.
- Ритмы. Есть классные игры на ритм с телом body percussion (видео можно найти в интернет)
- Развиваем межполушарное взаимодействие. Для этого используем рисование двумя руками, прописи для обеих рук, нейроупражнения, межполушарные доски, домашние дела где задействованы обе руки.